Уроки музыки


Крещение Господне
Встречаем мы сегодня!
Пусть небо улыбается,
Когда грехи прощаются!
Горят всё ярче свечи,
И будет добрым вечер!








Музыкальная сказка  «Встреча с лесными друзьями»
( каждый раз  импровизируется)
1 класс.
Цель игры: развитие навыков  вокальной импровизации.
Все попевки поют дети вслед за учителем без сопровождения в процессе изложения рассказа по дирижёрскому указанию.
Учитель поёт: Здравствуйте ребята!
Дети поют: Здравствуйте учитель!
Учитель поёт: Прозвенел звонок.
Дети поют: Начался урок.
Учитель поёт: Тихо сели, прямо, сели как стоим. Улыбнёмся.
Мы, сегодня отправимся в путешествие в лес. Наш рассказ не простой, а музыкальный, потому что в этой сказке все звери, птицы,  люди  поют.
-Вот однажды пошли дети в лес за грибами. И стали перекликаться, чтобы не заблудиться: «Ау» (ми, ля первой октавы) - громко-тихо, имитируя эхо.
-Дятел им в ответ: « Тук-тук–тук» (на одном звуке соль 1 октавы) данное упражнение поможет добиться единого воспроизведения звука (унисон).
Даже дятел стучит по дереву  очень мягко, напевно. Давайте  пропоём также.
-Идут дальше. А издалека доносится пение кукушки: «Ку-ку! (до 2октавы и ля 1 октавы), помогают правильно интонировать нисходящие малые терции.
-Пробираясь, через заросли, они чуть не наступили на гнёздышко воробья.
Воробей, испугавшись, запел очень жалобно, тревожно, взволнованно: «Чик-чирик» (си 1 октавы, до 2 октавы, си 1 октавы) исполнение секунды пригодится для изучения полутонов вверх и вниз.
-и дети успокоились и запели: «Все спокойно» (ля, ля, фа, фа-первой октавы), чтобы воробей успокоился, поем, очень плавно, протяжно, спокойно, связано. И допевают: «мы идём домой» (ля,  ля, фа, до, фа первой октавы).
Домашнее задание - придумать продолжение сказки.





Интегрированный урок.
 Чтение, музыка.
                        2класс.
« И вот сама идет волшебница зима».

ЦЕЛИ УРОКА. Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков, выразительного чтения и слушания музыки. Познакомить учащихся со стихами разных авторов о зиме, с музыкой разных композиторов расширять читательский кругозор, знания по классической музыке. Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природе, развивать способность внимательного отношения к языку художественных произведений и сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях.
ОБОРУДОВАНИЕ: Учебники «Живое слово» автор 3 И. Романовская) и «Родная речь» (М.В. Голованова), репродукция картины А. Пластова «Первый снег», кассета с записью музыки; сочинения детей, выполненные на нарядных снежинках, портреты композиторов.
Ход урока.
     Вход детей под музыку Г. Свиридова «Вальс» к повести
Пушкина «Метель».
/  Организационный момент.
 II. Тема урока.
Ребята тема нашего сегодняшнего урока необычная
«И вот сама идет волшебница зима».
У.Ч.Про зиму много поэтов сочинили стихов.
У.М.  А выдающиеся композиторы сочинили много прекрасной музыки об этом удивительном  времени года.
У.М. Ребята, а какой сейчас месяц? (ответ детей.)
Давайте споем песенку «В декабре». ( Дети исполняют два куплета)
У.Ч.. В снежных вихрях, словно на светлых пушистых крыльях белой стаей  голубей  мчится к нам. ( Дети читают с доски) Чародейка Зима.
 -А как можно по - другому назвать Зиму? ( Волшебница, Кудесница, Невидимка.)
-Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками Можно по- разному увидеть.
У.М. И услышать зиму.
У.Ч. В этом нам помогут произведения мастеров слова.
У.М. И музыкальных звуков.
У.Ч, Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу, и в то же время есть в этих стихах.
У.М.  И в музыке, что-то общее.
. Что ж? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.                                           
Сейчас Марина нам прочитает стихотворение (читает К.Ибраева) «Зима»
У.М. А  когда Марина будет читать, стихотворение будет тихо звучать музыка «Зимнее утро» из детского альбома  русского композитора П. И. Чайковского
«Зима».
                   Называть её хочется
                   Не по имени просто,
                 А по имени- отчеству.
                Ой, зима, ты - Морозовна,
               Ой, зима, ты - Метельевна!
               Утром кажется розовым
              Ветер с веток берёзовых
             Сыплет хлопья на головы...
            Ой, зима, ты - Морозовна,
            Ой, зима, ты - Метельевна!
У.Ч., Какой перед нами предстает зима?

 У.М. Нужные слова приветствия этой снежной королеве  нашел  Иван Савич Никитин, замечательный русский поэт.
Ребята, давайте споем песню «Здравствуй, гостья - зима» из
стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы».

У.Ч., С каким чувством встречает русский народ зиму
(С радостью, ожидания чуда)
У.М.   Зима интересное  и прекрасное время года.
Для вас это время интересное? Ребята, а  почему интересная зима? (Ответ детей).
 (Потому что, зимой праздник новый год, рождество, можно колядовать, в святки по играть.
 -Потому что зимой можно лепить снежную бабу, делать снежные крепости, лепить разных зверей, кататься на горках, на санках и просто на доске, на лыжах, на коньках).
У.М.  О зиме многие композиторы сочинили музыки. Русский композитор          П.И. Чайковский и итальянский композитор Антонио Вивальди сочинили цикл пьес под названием «Времена года». Мы с вами на уроке слушали музыку Чайковского  «На тройке – ноябрь месяц», «Святки – декабрь», «У камелька – январь».
Сейчас мы послушаем музыку итальянского композитора А. Вивальди «ЗИМА».
У.М. Ребята, а какие инструменты исполняют это произведение.
 (Ответ детей. Скрипка.)
У.М.  Да, именно звучанием скрипки может изобразить легкий полет снежинок, вой ветра, вьюги, метели.
У.Ч.         Я хочу прочитать стихотворение, которое тоже
                   посвящено приходу зимы. В нем есть строчка, которая
            дала названию нашему уроку
           « И вот сама идёт волшебница зима". А. С. Пушкин.
У.М. На фоне чтения будет звучать музыка из балета «Щелкунчик композитора П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».
Ребенок.  Вот север, тучи нагоняя,
                  Дохнул, завыл - вот сама
                 Идёт волшебница зима.
                 Пришла, рассыпаясь, клоками.
                 Повисла на суках дубов,
                 Легла волнистыми коврами
               Среди полей, вокруг холмов;
               Брега с недвижною рекою
                Сравняла пухлой пеленою;
                 Блеснул мороз. И рады мы
                  Проказам матушки- зимы...
 Ребенок.      А вот Федор Иванович Тютчев называет зиму    чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который стоит волшебным сном, околдованный чарами зимы.
                  Чародейкою Зимою
                 Околдован, лес стоит-
                  И под снежной бахромою,
                 Неподвижною, немою,
               Чудной жизнью он блестит.
                И стоит он, околдован
                Не мертвец и не живой-
             Сном волшебным очарован,
               Весь опутан, весь окован
              Лёгкой цепью пуховой....
            Солнце зимнее ли мещет
            На него свой луч косой-
        В нем ничто не затрепещет,
        Он весь вспыхнет и заблещет
         Ослепительной красой.
У.Ч.    Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении. А, Кондратьева «Метель»
У.М. А русский композитор Г. Свиридов сочинил вальс под названием «Метель» к повести А. С. Пушкина «Метель».
Стих «Метель».           (Начало громко звучит музыка,  потом учитель читает на фоне музыке стихотворение).  
                  Кружится и хохочет
                  Метель на Новый год.        
                 Снег опуститься хочет,
                  А ветер не дает.
                И весело деревьям,
                И каждому кусту:
               Снежинки, как смешинки,
               Танцуют на лету.
У.Ч.  У волшебницы зимы много слуг, которые исполняют все её желания, они тоже сильные, могучие.
  Таким предстает перед нами Мороз- воевода у поэта Н.А.
Некрасова.
                    Не ветер бушует - над бором,
                   Не с гор побежали ручьи,
                     Мороз- воевода дозором
                   Обходит владенья свои.
                Глядит - хорошо ли метели
                      Лесные тропы занесли,
                     И нет ли где трещины, щели,
                       И нет ли где голой земли?
                     Пушисты ли сосен вершины,
                     Красив ли узор на дубах?
                       И крепко ли скованы льдины
                      В  великих и малых водах?
                        Идет – по деревьям шагает,
                        Трещит по замерзлой воде,
                           И яркое солнце играет
                            В косматой его бороде…

У.М. А мы сейчас проведем музыкальную разминку песенку «В декабре» (поем третий куплет.)
-У.Ч. Мне хотелось прочитать стихотворение   В Субботина, которое нашим ребятам незнакомо.
          Мелькает, кружится и вьется,
           как лебяжий пух, снежок.
Будто там, на заоблачных лугах,
 отцвели и осыпаются белые одуванчики.


 У.Ч. А какие слова рождаются у вас, когда вы слышите снова «Снежная зима», «Гостья-зима»,  «Русская зима» Сейчас ребята прочитают отрывки из своих сочинений. Вот некоторые из них.
У.М
 В старину не было машин, поездов и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней. Композиторы П.И. Чайковский и Георгий Васильевич Свиридов сочинили произведение почти одинакового названия. П.И. Чайковский сочинил пьесу из Цикла  «Времена года» «На тройке». Ноябрь.  Композитор Г. Свиридов сочинил музыкальную пьесу под названием «Тройка» к пьесе А.С. Пушкина « Метель. Сейчас мы послушаем «Тройка» композитора Г. Свиридова.

Вы сейчас внимательно послушайте и скажите: «Какого характера музыка? И какую картину вы увидите во  время слушания?
(После прослушивания пьесы дети говорят о том, что музыка передает быстрый бег коней, топот копыт из - под которых летит снег. Когда звучит плавная музыка, видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром,  огромное небо и ощущаем, какие  чувства  испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге:
это радость, восторг, восхищение, ощущения счастья.)

У.Ч. Красота зимней природы вдохновляло не только композиторов и           поэтов, но и художников.

У.Ч.Третья часть нашего урока посвящена картине К. Юона «Зима»
У.М. Во время просмотра картины будет звучать музыка «Снег идет» Свиридова. На стихи Пастернака
У.Ч.Посмотрите на репродукцию картины К. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
.Да. Деревья стоят все в снегу, они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыплет нас, и это будет так весело.  Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его, но видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем
Это делает  более радостной, праздничной.
 Мы чувствуем, что художник восхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице вместе с ним.

« Остановись, мгновение «. Перед вами иллюстрации, на которых действительно удалось остановить мгновение, запечатлев на снимках чудесные картины зимней природы.
У.М. Итак возвращаемся к нашему вопросу.
Ребята, что же объединяет стихи поэтов о зиме и музыка композиторов?
Дети: Любовь к природе, умение видеть ее красоту и передавать её с помощью волшебных  слов.
У.М. И с помощью волшебных музыкальных звуков.
-У.Ч.В заключение мне хотелось бы напомнить слова Бианки: « Наше слово - зерно, брошенное в душу».
И это очень верно. Произведения мастеров слова,
У.М. И музыки.
У.Ч. это зерна, брошенные в души читателей,
У.М. Слушателей.
 Появляются в них и крепнут ростки ясной любви к родной природе. И в это мы видим  наибольшую ценность музыкально – литературных уроков.
У.М. Ребята, сегодня мы много слушали музыки, читали стихи и познакомились со многими композиторами и писателями.
Скажите, какие произведения вы слушали? Каких композиторов мы слушали музыку? (Ответ детей).
Ребята, а какая была  тема нашего урока?
Дети. К нам сама идет волшебница зима/
Зима. Здравствуйте, ребята. Пролетала мимо вашей школы и услышала обо мне говорили. Спасибо вам за слова благодарности, спасибо за то, что вы оценили мою красоту. Примите моё угощение. А мне пора. До свиданья! ( Зима   в знак благодарности угощает зимними угощениями.) Печенье снежинки и бизе в виде снега).

 Учителя. Спасибо всем ребята, за  участие в уроке.
У.М. (поет) Прозвенел звонок.
Дети. Кончился урок.
У.М. До свиданья!
У.Ч.  До новых встреч!                       

(Звучит музыка Г. Свиридова Вальс «Метель» к повести А.С. Пушкина «Метель». Все выходят из класса.)






    Фонограмма  музыки для   урока.

1.   «Метель – вальс» Г. Свиридова
2.   Песня «В декабре» муз. Г. Струве, сл. Потапова.
3.   «Зимнее утро» из детского альбома П. И. Чайковского.
4.   Песня «Здравствуй, гостья – зима» р.н.п.
5.   «Зима» А. Вивальди.
6.   «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
7.   «Метель – вальс» к повести А.С. Пушкина Г. Свиридова
8.   Музыкальная разминка.
9.   Г.Свиридов «Тройка».
10.              «Идет снег» на стихи Пастернака музыка Г.Свиридова

Весёлое путешествие
Сценарий концерта  в конце третьей четверти для младших школьников
Ведущий:  Ребята, любите ли вы путешествовать?... Сейчас мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну музыки! А на чем же мы поедем? Назовите, пожалуйста, на каком виде транспорта вы любите ездить?
Дети называют виды транспорта.

Ведущий:  А я предлагаю отправиться на поезде! И при этом мы с вами будем напевать:
«Мы едем, едем, едем в далёкие края
Хорошие соседи, счастливые друзья!»
Муз. Старокадомского. «Весёлые путешественники»
Приехали мы с вами в волшебную страну – «Звукляндию»! Ну, а войти туда сможет тот, кто знает нотки. А вы знаете семь весёлых нот?
Дети называют ноты.
У какого инструмента
Есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш……(рояль)
(Ведущий подходит к инструменту и рассказывает)
300 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте, так и тихие – пиано (показывает на инструменте). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано.
А этот инструмент - его родственник.
Называется он – рояль, что означает ”королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале.
Итак, на сцене одна из самых юных участниц нашего концерта.
Е. Голованова «Серенькая кукушечка».
А сейчас прозвучит муз. композиция Дж. Менделла « Твоей улыбки тень»
Наше путешествие продолжается.
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны
Мотив звучит издалека – поет про ветер шумный,
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив – ему названье ….скрипка.
Это  струнно – смычковый инструмент. Струнный - потому, что у него есть струны. А смычковый – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса. Посмотрите, ребята, она маленькая, у неё 4 струны и звук очень высокий, нежный и тонкий.
Давайте, скорее, послушаем, как она звучит.
«Словацкая полька»
П. И.Чайковский « Неаполитанская песенка»

 А это что за скрипка? Скрипка, так скрипка, наверное, подумаете вы! (показывает на виолончель).
Да, это старшая сестра скрипки – виолончель. Она намного больше и голос у неё посолидней. Давайте послушаем!
Д. Шостакович « Заводная кукла»
Ребята, вот мы с вами уже познакомились с тремя инструментами, а как вы думаете, что получится, если они будут играть все вместе? Музыка у них получится? Да, ещё какая! Итак, на сцене трио «Фантазия»!
Дж. Керн. «Дым» исп. трио «Фантазия»

Сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию. Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.
Посмотрите на нее (показ). Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным. Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев.
Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом.
« Испанская красавица, всем нам очень нравится!» И сейчас мы услышим её звучание.
Р. Алиев «Восточный танец»
Прежде чем объявить следующий номер, предлагаю вам отгадать загадку:
Он по виду  брат баяну
Где веселье, там и он,
Я подсказывать не стану,
Всем знаком ……(аккордеон)
Песенка «Елочка»
Ребята, аккордеон – это народный инструмент, а какие ещё народные инструменты вы знаете? (перечисляют) Да, их очень много, и среди них – красавица домра. Посмотрите на неё. (Описывает инструмент)
«Скерцо»
А этот инструмент вы наверняка узнали. Это - балалайка!
«Плясовая и протяжная»
Ребята, а вы знаете, что каждый человек от рождения наделен самым уникальным, абсолютно неповторимым инструментом, каким? – голосом.
Только не каждый может пользоваться им как инструментом – для этого необходимо иметь талант и огромное трудолюбие, как, впрочем, и при освоении любого другого музыкального инструмента.
Я ваша подруга, я ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья. Вам всегда интересно.
Узнали, кто я? Ну, конечно же, песня!
Романс Настеньки» из к/ф « О бедном гусаре замолвите слово»
Ведущая:  Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, какие инструменты вам запомнились?
(ответы детей)

И в завершении нашего концерта, в преддверии Нового года  для вас музыкальный сувенир...
« Под небом Парижа»
«Хелло Долли»
До свидания, до новых встреч!

 




Последний урок 1 четверти  игра "Угадай мелодию"


Музыкальная пауза на уроке. Игра "Весёлые гномики"


УГАДАЙ МЕЛОДИЮ
( игра)
Звучит  музыкальная заставка игры "Угадай мелодию"
1 тур
Для игры в первом туре выбирается несколько участников. Нужно слушать и угадывать песни . На листе обозначены номинации и номера песен.
Дружба крепкая 1 2 3 4
Мульти-пульти 1 2 3 4
Школьные годы 1 2 3 4
В мире животных 1 2 3 4
  
Надо угадать  звучащие мелодии - кто быстрее. Участники сами выбирают номинации и номер песни, слушают и отгадывают. Два победителя выходят во второй тур.
 Номинации:
1. Дружба крепкая
   1. Если с другом вышел в путь
   2. Настоящий друг ("Дружба крепкая не сломается...")
   3. Вместе весело шагать
   4. Песня друзей ("Ничего на свете лучше нету...")
2. Мульти-пульти
   1. Песенка львенка ("Я на солнышке лежу...")
   2. Чунга-чанга из м/ф "Катерок"
   3. Песенка Крокодила Гены из м/ф "Чебурашка"
   4. Улыбка из м/ф "Крошка Енот"
3. Школьные годы
   1. Дважды-два - четыре
   2. Журавлиная песня ("Может быть, пора угомониться...")
   3. Чему учат в школе ("Буквы разные писать...")
   4. Прощальный вальс ("Когда уйдем со школного двора...")
4. В мире животных
   1. Простая песенка ("Ква-ква - простая песенка")
   2. Не дразните собак
   3. Веселые гуси ("Жили у бабуси")
   4. Лесной олень ("Осенью в дождливый серый день...")
2 тур
(2 участника - победители первого тура. Каждый участник начинает начинает свое выступление словами "Я угадаю эту мелодию с ... нот" (от 7 нот, минимум - три. Кто выберет наименьшее количество звуков, тот и угадывает. Музыка звучит в виде одноголосной мелодии. Ведущий перед игрой мелодии дает словесные подсказки. В финал (3-й тур) выходит один участник)

Ведущий:
1. Часть военно-морского обмундирования (Звучит детская песня "Бескозырка белая, в полоску воротник...")
2. Акция сострадания к неодушувленному предмету ("Маленькой елочке холодно зимой, из лесу елочку взяли мы домой")
3. Песенка о любви пожилого человека ("Жил-был у бабушки серенький козлик")
3 тур
(Один участник. Суперигра - нужно отгадать 7 мелодий за 30 секунд)
1. Калинка, р. н. п.
2. В. Шаинский Антошка
3. В Шаинский Голубой вагон
4. Е. Крылатов Крылатые качели
5. М. Качурбина Мишка с куклой 6. Во саду ли, в огороде, р. н. п.
7. Гр. Дискотека Авария Новогодняя

















Комментариев нет:

Отправить комментарий