Сценарий концерта
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы совершить небольшое, но очень интересное путешествие в страну музыкальных инструментов. В этой стране живет столько много различных инструментов, что поговорить обо всех сразу сегодня мы не сможем. Музыкальные инструменты бывают большие и маленькие, похожие друг на друга, и совершенно отличающиеся. На одних можно играть разную музыку, на других простукивать ритм. Сегодня мы познакомимся и послушаем как они звучат, только с некоторыми из них. И помогут нам в этом учащиеся музыкальной школы.
— А кто, ребята, из вас знает, каким музыкальным инструментом обладает каждый человек? И вы тоже?
— Да, это певческий голос. Но красиво и правильно петь, т.е. владеть этим инструментом от природы могут не все. Красиво петь — нужно долго учиться. Вот сейчас наши ребята покажут, как они научились петь.
На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (радуга)
Вок.анс. песня «Радуга»
— Родоначальницей баяна и аккордеона явилась ручная гармоника, когда-то давно она была привезена из-за границы купцами и очень быстро из сувенира превратилась в народный инструмент. С годами гармоника совершенствовалась, изменялась, усложнялась. Очень любили в давние времена на гуляньях песни под баян и аккордеон, пляски. Сейчас — это красивые и сложные концертные инструменты. Им под силу не только песни, но и крупные серьезные произведения. Наши ребята только начинают осваивать игру на этих инструментах, поэтому их пьески еще небольшие.
Несколько пьес в исполнении баяна и аккордеона
— Ребята, а кто знает сказку «Кот, петух и дрозд»? На каком инструменте играл кот, когда вызывал лису из норы, чтоб спасти петушка?
— Да, на гуслях.
Трень-брень гусельки, золотые струночки.
Дома ли лиса?
— Гусли — это старинный русский народный инструмент. Он упоминается во многих русских сказках, как волшебный инструмент — гусли-самогуды- сами играли, всех плакать да плясать заставляли.
Несколько пьес на гуслях
— Следующий инструмент тоже не простой. С ним связано много сказок и легенд по всему миру. Однажды этот инструмент спас целый город, его волшебный звуки увлекли за собой в море огромные полчища крыс, которые непонятно откуда взялись и заполонили весь город, что люди уже не могли там жить. Тогда один юный музыкант достал свой инструмент и заиграл, волшебный звуки полились по всему городу и крысы как завороженные двинулись на их зов. Музыкант вышел из города и пошел к морю, и злые огромные крысы шли за звуками и утонули в море. Чудесный инструмент и его прекрасная музыка спасли город и жителей.
— Этот волшебный инструмент называется флейта.
Пьесы на флейте
— Теперь подошла очередь для удивительного инструмента — инструмент-оркестр. Этому музыкальному инструменту подвластно многое, он может издавать как самые тихие, так и громкие звуки, «рычать», «ворчать» басами, «щебетать» как птичка или изображать мерцание звезд на небе — высокими, «хрустальными» звуками. На этом инструменте можно исполнять любую музыку, как простые детские песенки, так и очень сложные, серьезные концертные произведения. И название у этого инструмента тоже удивительное.
Я стою на трех ногах, обут в черных сапогах.
Зубы — белые. Педаль. А зовут меня…….(рояль).
—Рояль это концертный инструмент для больших залов, а вот для домашнего музицирования предназначен небольшой по размеру — пианино. А общее название этих двух инструментов— фортепиано.
Блок фортепианных пьес
—Следующий инструмент появился сравнительно недавно. Это современный электронный инструмент, внутри спрятан маленький компьютер, который выполняет множество функций: он может звучать как целый оркестр, а может имитировать звучание отдельных инструментов, звук извлекается с помощью клавиш как на фортепиано. Синтезатор может издавать очень необычные «фантастические» и «космические» звуки.
Звучит синтезатор (несколько пьес)
— Ну вот, ребята, наше небольшое путешествие закончилось. Надеюсь, оно было интересным. И по традиции в завершении нашей встречи звучит песня в исполнении младшей группы хора.
Песня «Золотой колокольчик»
Спасибо за внимание. До свидания!
Вечер, посвящённый авторской песне
|
Зaл оформлен стендами на которых представлены фотографии бардов, кассеты, книги. На сцене около маленького столика — гитара, на столике — портреты Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Галича.
Под звуки песни «Ночная дорога», выходят чтецы и хор. Затем в исполнении хора звучит 1-й куплет песни О.Митяева «Как здорово».
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить об авторской песне. Свое начало этот жанр берет в музыкальной культуре Древней Руси. Всем вам известны персонажи старинных былин и сказаний — гусляры, песняры, сказители. Авторская песня в России имеет особый смысл, ведь на протяжении веков в русском пении на первое место ставилось слово, а потом уже музыка. Недаром при определении сущности авторской песни Б.Окуджава сказал, что это «поэзия под гитару», а В.Высоцкий называл бардов поэтами, которые исполняют свои стихи под музыку. (Звучит стихотворение Б.Окуджавы «Поэт» в исполнении школьницы.)
У поэта соперников нету
Ни на улице и ни в судьбе,
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас — о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит:
Это он не за вас — за себя..
. Но когда достигает предела
И душа отлетает во тьму...
Поле пройдено.
Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
1-й ведущий. Авторская песня впитала в себя и русский городской романс, и кант (бытовую многоголосную песню), и крестьянские песни, и песни беспризорников... Она прошла большой и сложный путь от полного неприятия к расцвету и признанию. Песни, сочиненные в стройотрядах, в геолого-разведочных экспедициях, начали быстро распространяться по всей стране. Люди разных профессий принялись писать песни. Каждый пишет о том, что его волнует. Врач и инженер размышляют о добре и зле, о смысле жизни, в песне передают свои чувства. Концерт барда — это душевный, искренний разговор, глубокая исповедь. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами и постарались чуточку измениться к лучшему...
Учитель. Кого не мучил вопрос: как найти себя, как стать личностью? Каждый бард решает это по-своему. Например, наши гости-учителя влюблены в природу родного края, в свой город и вообще, любят гулять под открытым небом, постигая смысл бытия. А еще они умеют петь и сочинять хорошие песни. Сейчас они исполнят для нас свою песню «Город Лесной». (Звучит песня.)
Но путешествия и поездки в дальние края бывают разные. Кто-то едет за деньгами, а кто-то за... (Дуэт старшеклассников исполняет песню «Конжаковский камень».)
2-й ведущий. Люди мужественные, стойкие, честные, самоотверженные всегда привлекали внимание бардов. Россия во все века славилась мужской доблестью, и у каждого поколения молодежи были свои прекрасные стихи, посвященные мужеству и отваге.
Выходят чтецы и исполняют отрывки из произведения А. Бахвалова «Нежность к ревущему зверю».
1-й чтец. Песни рождала жизнь, и их авторов вдохновляли герои... Сейчас я прочту вам одну историю. «Почти вся их работа была связана с освоением новых навигационных систем, и потому на долю штурмана Саетгиреева перепадало много кропотливой и утомительной работы. Раз в три-четыре дня к нему подсаживают очередного стажера, которого нужно ознакомить с навигационным оборудованием. Для остальных членов экипажа это скорее рейсовые, чем испытательные полеты».
2-й чтец. «Впрочем, завтра Саетгирее-ву будет полегче: ему поставили новый локатор, с которым нужно освоиться без стажера. На это уйдет два-три часа. Он знает дело и когда-нибудь станет очень хорошим штурманом, каким был Сергей Санин».
3-й чтец. «Но никто из экипажа не успел покинуть самолет, погибли все четверо: летчики, штурман, радист. Они едва взлетели, магнитофон успел записать всего несколько фраз, продиктованных Саниным по обязанности штурмана:
— Скорость 350... Скорость 400...После долгой паузы удивленный вопрос:
— Куда ты тянешь?
Неясные щелчки, треск, судорожный вздох, и опять голос Санина:
— Жора, куда ты тянешь?Ему никто не ответил.
— Куда ты тянешь? — крикнул Сергейв последний раз.
Магнитофон не выдал больше ни звука. Все происшедшее от взлета до посадки уложилось в считанные минуты».
Звучит песня Ю.Визбора «Серега Санин».
2-й ведущий. Тема истинной дружбы, выбора друга красной нитью проходит в авторских песнях. Настоящий друг всегда выручит, не оставит в беде. Давайте вспомним известную «Песню о друге» В.Высоцкого. (Звучит запись.)
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так...
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.
3-й ведущий. Есть такое чувство на земле, которое помогает жить, делает нас чище и добрее... Это любовь. Ради любимого человека мы творим чудеса, душа у влюбленного расцветает, она поет как птица. Но любовь имеет и свою изнанку: ревность, недоверие, коварство... Почти все оттенки (как светлые, так и темные) этого всепоглощающего чувства нашли отражение в авторской песне. То, о чем поется в песне Олега Митяева «С добрым утром, любимая», имело место в реальной жизни. (Звучит в записи песня О.Митяева. Затем хор исполняет песню В.Миляева «Весеннее танго».)
4-й ведущий. Есть на свете слово короткое и жестокое, за ним стоят боль и смерть. Это слово — война! Первая мировая, Вторая мировая, афганская, чеченская... Почти все барды писали о войне. Некоторые воевали сами, у других детство было омрачено потерей близких. Впрочем, для настоящего поэта осмыслить годы войны — это долг перед собой и другими. (Школьники читают отрывки стихотворений.)
Ах, сорок третий, сорок третий.
Проклятый сорок третий год,
Когда убитый — каждый третий,
Когда и взвод — уже не взвод.
В. Туриянский
У братских могил нет заплаканных вдов,
Сюда люди ходят покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?
В.Высоцкий
Я не участвую в войне,
Война участвует во мне,
И пламя вечного огня
Дрожит на скулах у меня.
В. Берковскый
Помни войну!
Пусть далека она и туманна.
Годы идут. Командиры уходят в запас.
Помни войну!
Это право же вовсе не странно Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.
Ю.Визбор
Ансамбль исполняет песню Окуджавы «До свидания, мальчики».
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили,
И ушли за солдатом солдат... До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
3-й ведущий. В истории авторской песни есть классические образцы данного жанра. Это творчество А.Галича, Б.Окуджавы, В.Высоцкого. Александр Галич был талантлив буквально во всем. За что бы он ни брался — всюду ярко расцветал его талант. Когда-то он написал прекрасные сценарии к кинофильмам «Вас вызывает Таймыр» (1948 г.), «Верные друзья» (1954 г.) (оба совместно с К.Исаевым), «На семи ветрах» (1962 г.). С начала 1960-х годов. Галич получил признание как автор и исполнитель песен. Лейтмотив его творчества — ответственность за прошлое, противостояние произволу и конформизму. В 1974 году он навсегда уехал в Париж, покинув Россию.
Звучит стихотворение Галина «Я выбираю свободу».
Сердце мое заштопано,
В серой пыли виски.
Но я выбираю Свободу,
И — свистните во все свистки!
Я выбираю Свободу —
Но не из боя в бой,
Я выбираю Свободу
Быть просто самим собой.
4-й ведущий. Булат Окуджава продолжил традиции художественной культуры XIX века. Ключевые слова его стихотворений: Вера, Надежда, Любовь. Его творчество отличает вера в торжество добра и справедливости.
Звучит запись песни в исполнении Б.Окуджавы «Надежды маленький оркестрик»,
н,
|
5-й ведущий. Нет в России человека, который бы не знал имени Владимира Высоцкого. Его нередко по праву называли «сердцем» авторской песни, «обнаженной совестью эпохи». В.Высоцкий до сих пор продолжает оказывать огромное влияние на современных исполнителей авторской песни. Его манеру исполнения и общения со зрителями повторить, наверное, невозможно. Поражают многотемье, калейдоскоп человеческих характеров, выхваченных им из жизни и втиснутых в рубленые четверостишья. А ведь с каждым образом надо было прожить.
Его творчество и сегодня помогает нам жить, мы заряжаемся его оптимизмом, верой в собственные силы. Свое жизненное кредо, нравственные принципы он изложил в песне «Я не люблю».
Звучит запись песни В.Высоцкого «Яне люблю».
Учитель. В истории авторской песни есть одно печальное и одновременно героическое событие, которое стало точкой отсчета в развитии жанра. В 1967 году студент пятого курса Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин ушел со своими друзьями в поход на байдарках в Восточные Саяны. Проходя маршрут, ребята заметили перевернувшуюся моторную лодку с детьми. Валера бросился в ледяную воду, чтобы спасти ребят, но сам выплыть не смог... Его искали больше месяца и не нашли. Смерть Валеры потрясла институт. Он был душой компании: писал песни, пел... «Надо сохранить его песни и память о нем», — решили его друзья. Так родился фестиваль авторской песни. Студенты продолжили дело погибшего друга. Вот уже 30 лет живет и здравствует фестиваль, носящий имя Валерия Грушина. Фестиваль стал экзаменом и для многих ныне известных авторов-исполнителей. Приезжают на него люди со всей России, они везут свои песни. Дух фестиваля передает песня Б.Окуджавы «Союз друзей».
Ребята хором исполняют первый куплет этой песни.
Как вожделенно жаждет век
Нащупать брешь у нас в цепочке...
Возьмемся за руки, друзья,
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть по одиночке.
Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие по авторской песне. Но мы не прощаемся, а говорим «до свидания», до новых встреч, до новых песен.
В исполнении хора звучит песня Ю.Визбора «Милая моя
День Музыки
Действующие лица: ведущая, ученики, Фальшь
Ведущая: Добрый день, девочки и мальчики, родители, преподаватели! Во всем мире музыканты отмечают День Музыки 1 октября. Мы приготовили концерт к этому празднику.
Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых.
Дружно весело живут.
Звонко песенки поют.
Домик наш открыт всем детям.
Заходите - мы вас встретим!
Тайны музыки расскажем.
В мир волшебный путь покажем.
Если будете стараться
И усердно заниматься,
То терпение и труд
Вас к успеху приведут!
1 Песенка Леопольда. Муз. Савельева.
В. Многие ребята у нас первый раз на концерте. У музыкантов есть свои правила: музыку слушают в тишине. Артисты волнуются и могут сбиться. А теперь послушаем тишину….
Он по виду брат баяну
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком … акко
2 Лушников. Хоровод (аккордеон)
Мелкий дождик моросит - то форте, то пиано.
Эта пьеса прозвучит в исполнении …баяна.
3 Витлин. Кошечка (баян)
Тут и клавиши и кнопки, тяжело тянуть меха.
Я дружу с аккордеоном, подрасту еще пока!
4 Мусоргский. Гопак (аккордеон)
В. Я слышу какие-то странные звуки!
Девочка: Мне страшно, я боюсь!
В. По-моему, это старуха Шапокляк опоздала на праздник.
Фальшь: Я, старуха ? Да я известная во всем мире великая артистка: солистка, скрипачка, фольклористка и пианистка. А зовут меня - ФАЛЬШЬ.
Д. Вы, наверно, не туда попали? У нас сегодня ДЕНЬ МУЗЫКИ.
Ф. Как раз туда! Вон сколько народу собралось меня послушать! Какие прелестные детишечки! Признавайтесь, вас уже учили правилам? Забудьте все! На концерты надо запасаться сладостями и телефоном.
Д. Фальшь - это как понимать?
Ф. О, это если кто-то играет и нажимает не ту струну, клавишу, кнопку . И звучит Фальшь - это Я !
Д. Не нужна нам такая гостья, не порти нам праздник!
Тащит Фальшь за ухо со сцены
Наконец-то мы избавились от этого врага музыки - фальши и сейчас у нас все будет звучат чисто и красиво. Давайте вместе расскажем, на чем играют в нашей школе. У какого инструмента есть и струны и педаль? Что же это? Несомненно, это славный наш…рояль.
5 Беркович. Вариации (фортепиано)
Видишь, лист кленовый кружится.
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится.
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.
6 Завальный. Листопад (баян)
Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка? Расскажите мне скорей.
Птичьи трели - это музыка, и капели - это музыка.
Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.
7 Миниатюра. Калинников.(гитара)
В. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете песни из
сказок и мультфильмов.
Средство передвижения, везущее друзей в светлое будущее
(голубой вагон)
Песня жителя болота, у которого не было друзей
(водяной)
Песня не то игрушки, не то неведомой зверушки.
(Чебурашка)
Песня о самом радостном дне.
(песенка крокодила Гены)
Песня о домашнем животном, которое ласково жмурится на
крутом бережку.
8 Песня Леопольда. Савельев.
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив , ее названье…скрипка.
9 Гамма - вальс. Ансамбль скрипачей
Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею.
Я не играю томно, я озорная … домра.
10 Гусачок, р.н.т.(домра)
Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет.
По-разному звучать он может.
То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поет и сразу за душу берет.
Не контрабас, и не свирель, зовут ее … виолончель.
11 Фаркаш. Венгерский танец (виолончель)
Песня русская в березах, песня русская в хлебах.
На покосах, на морозах, на санях и на лугах.
На ветру шумят рябины, каждый слушать их готов.
Столько песен у России, сколько во поле цветов.
12 Летели две птички, р.н.п. (фольклор)
Ф. А теперь отгадайте мои загадки.
Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только….
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у…
Коньки по льду чертили стрелочки, с утра в хоккей играли..
Болтали час без передышки в коротких платьицах…
При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь….
Боятся темноты трусишки, все как один они…
Шелк, кружева и в кольцах пальчики, выходят на прогулку..
Ну, как! Здорово? А теперь заплатите мне денежки за
мою работу. Гоните мани, мани!
Д. - Мани, мани, пожалуйста!
13 Андерсон. Монеу (фортепиано)
(Фальшь переодевается и выходит)
Ф. Ребята, простите меня, я поняла как нужно вести себя на концерте и решила исправиться. Я тоже хочу выступать вместе со всеми.
14 Фортепианный ансамбль. Журбин. Тучи в голубом.
В. - Ну-ка, нотки, собрались и на сцену поднялись!
Подхватили песенку «фа» и «соль».
Звездочки рассыпаны, как фасоль.
А под ними кружится Земля,
Дружно подтянули «си» и «ля».
Замигал троллейбус фарами.
Отозвались ноты «фа»,«ре»,«ми».
Зазвучали ноты «ми», «ре».
Засыпайте, люди, в мире.
А за ними следом «до», «ре».
Пусть исчезнет в мире горе.
А потом все вместе -«до,ре,ми»
Пусть все люди будут добрыми.
15 Паулс. Кашалотик (хор)
Путшествие Антошки и его друзей.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами попали в увлекательную сказку. Сказку о дружбе, о приключениях, о добре и конечно же о музыке. И так начнем.
В волшебной стране Музыкландии наступило утро. Взошло яркое солнце, которое в этой волшебной стране выглядит как скрипичный ключ. Распустились яркие цветы, такие большие, что жители волшебной страны ниже них ростом. Запели веселые и звонкие птички-нотки. Проснулся и наш главный герой. А кто он, вы сейчас угадаете сами.
Песня "Антошка"
Не успел наш Антошка выйти из своего волшебного домика, как вдруг небо потемнело, солнце заволокли большие черные тучи, налетел жуткий ураган и унес всех птичек. Опечалился я Антошка, скучно без веселых ноток-птичек. Загрустили и другие жители. Загрустила Киска.
"Киска"
Что же делать, подумал наш Антошка. Нельзя же нам без птичек жить, нужно обязательно их найти! Вот только как же их зовут? Ребята, а давайте вспомним все птички-нотки все вместе! (до, ре и т.д.). Обрадовался Антошка, что знает теперь все нотки и улыбнулся!!!
"Улыбка"
Отправился наш герой в путь, напевая песенку. Долго ли, коротко ли шагал наш герой, и вот встретил он двух друзей.
"Песенка Львенка и Черепахи"
Здравствуйте, Львенок и Черепаха! Наших птичек унес ураган. Не встречались ли они вам?- спросил Антошка.
"Видели видели, - хором ответили друзья. - И когда они мимо пролетали, мы одну из них поймали. Пусть она с нами живет, нас радует".
"Отдайте мне, пожалуйста, птичку, - взмолился Антошка. - Без них в нашем волшебном городе стало совсем грустно и тихо. И загрустили все жители".
"Хорошо, - отдадим. Только не просто так. Отгадай наши несложные загадки". Ребята, давайте поможем Антошке справится с заданиями!
Проверяют звук и тон
Инструментом... (камертон)
Чем похожи пианино
И бегущая машина?
Есть у них одна деталь
Под названием... (педаль)
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?... (Рояль)
Сон и отдых позабыты:
Песню пишет ...
(Композитор)
"Вот молодец Антошка, отгадал загадки, - весело сказал Львенок. - забирай птичку «До»".
Обрадовался наш герой. И пошел дальше. Недолго шел и встретил следующего героя. Давайте вместе угадаем какого.
"Добрый жук"
"Добрый жук, не видел ли ты пролетающих мимо птиц? "– спросил Антошка.
"Видел. И не только. Одна из них выбилась из сил и упала прямо возле моего дома. Я её взял в свой домик, вылечил, помог ей снова научиться летать". – ответил Добрый жук.
"Отдай, пожалуйста, её мне, я выпущу её в небо над нашим городом". – слезно стал просить Антошка.
"Хорошо, я с радостью отдам её тебе, только назови мне правила, как заботиться о птичках и я со спокойным сердцем отдам её в твои руки".
Давайте, ребята, поможем Антошке снова!
(Устанавливать кормушки, скворечники, кормить птиц). Ребята а кто из вас заботится о птицах зимой? Молодцы ребята. Вы помогаете птицам выжить.
"Хорошо, Антошка, можешь забрать мою птичку. А зовут её «ре»".
Вот уже две птички у нашего героя. И отправился он дальше в путь. Вдруг на тропинке услышал он громкую, приближающуюся музыку. Испугался наш герой, и только он хотел спрятаться в кустах как прямо перед ним остановилась большая повозка из неё выпрыгнули Бременские музыканты!
"Бременские музыканты"
"Здравствуйте, уважаемые музыканты, - испуганно прошептал Антошка. - Вы путешествуете, многое видите. Не встречали ли вы птичек – ноток, которые унес ураган из нашего города?"
"Как не встречали? Конечно, встречали и, конечно, поймали и сразу двоих. Но так просто мы их тебе не отдадим. Станцуй-ка вместе с нами танец. Давайте ребята встанем и станцуем танец в помощь нашему герою.
Танец
"Хорошо танцевали ребята. – восторженно сказали музыканты. -Забирай птичек «ми» и «фа»".
"Ура!- воскликнул Антошка. Две птички сразу!" И продолжил свой путь. И встретилась Антошке на пути река. Но конечно она была не как все реки на земле а волшебная, и переплывать её нужно было на белых корабликах – облаках.
"Белые кораблики"
Не успел Антошка переплыть речку и наступить на зеленую травку, как вдруг кто-то рядом как прыгнет и прям на него. Испугался Антошка, а потом присмотрелся, а это оказался всего лишь зеленый кузнечик.
"В траве сидел кузнечик"
"Здравствуй, Кузнечик. Как же ты меня напугал! – облегченно произнес Антошка. - Скажи, пожалуйста, не пролетали ли мимо тебя птички-нотки? Их ураганом унесло из нашего города и мы очень без них грустим".
"Видел, - прострекотал кузнечик. -Я видел, как одну из них поймал мишка, который живет возле речки".
"Спасибо, Кузнечик, побегу к нему!" – радостно крикнул Антошка.
"Подожди, не торопись. Наш Мишка уже очень долго не может уснуть по ночам, а птичка поет ему песенку и он сладко засыпает. Так что он ни за что тебе её не отдаст".
"Хорошо. – ответил Антошка. - Я постараюсь что-нибудь придумать".
Брел наш герой повесив нос вдоль берега и напевал под нос себе песенку про мишку.
«Мишка с куклой»
Думал он думал и "О, эврика! Я же могу сыграть ему колыбельную". Подкрался тихо-тихо Антошка к берлоге, увидел мишку на полянке, который играет с птичкой, и стал исполнять колыбельную.
"Колыбельная Умки"
Лег мишка на травку, закрыл один глаз, а второй еще не закрыл, смотрит, как птичка по полянке резвится.
"Наверное еще нужно колыбельную сыграть"...- подумал Антошка.
"Колыбельная"
Закрыл мишка оба глаза и заснул. Антоша выбежал на полянку, схватил птичку и бросился наутек.
Ребята, проверим сейчас кто из вас внимательный. Какая у нас птичка по порядку должна быть? (соль). Правильно, молодцы!
Долго бежал наш герой без оглядки, пока совсем не выбился из сил. Упал он на зеленую травку и увидел, какое прекрасное голубое небо над его головой. Но вдруг большая тень нависла над ним. Вскочил Антошка на ноги и увидел своего старого друга крокодила Гену.
"Песенка Крокодила Гены"
"Здравствуй, Крокодил Гена! Как я рад тебя видеть! - воскликнул Антошка. - У нас случилась большая беда, ветер унес птичек из нашего города. Я уже вернул птичек до, ре, ми, фа и соль. Не видел ли ты куда он понес остальных?"
"Я как раз сегодня готовил пирог, как вдруг на моем окне села птичка. И сейчас она у меня. Я готов отдать её тебе, ведь мы же друзья, только помоги мне кроссворд разгадать." (кроссворд на слайде).
"Всё правильно угадали, забирай птичку «ля»", - добродушно сказал Крокодил Гена.
"Большое спасибо." - ответил Антошка и отправился дальше.
Наступил вечер. Солнце стало уже садится за горизонт, а небо наполнилось ярко красным закатом, как вдруг наш герой вышел на огромную поляну, растения на ней были столь необычные, что Антошке показалось что он попал на другую планету. И там, в самом центре этой планеты на королевском стуле сидел маленький принц.
"Маленький принц
Антошке было неудобно тревожить принца, ведь он выглядел так величественно, но он все таки набрался смелости и подошел к нему.
"Здравствуй, маленький принц. Не видел ли ты пролетающую мимо птичку-нотку? Я нашел уже почти все, осталась только одна".
"Да, она прилетела и села на спинку моего королевского стула. И я решил оставить её у себя". – ответил ему маленький принц.
"Верни её пожалуйста мне, ведь все её сестрички уже у меня".
"Хорошо, отдаю тебе птичку", - сказал маленький принц и протянул её Антошке.
Антошка взял последнюю птичку и с досадой опустил голову.
"А почему же ты грустный?"– с удивлением спросил маленький принц.
"Я нашел всех птичек, но как же я попаду домой, ведь уже совсем темно и страшно одному идти обратно в такой долгий путь", - с досадой ответил Антошка.
"Не печалься Антошка, ведь у меня есть волшебный ковер-самолет. Только есть одно условие, он летит только тогда, когда играет музыка. Так что тебе придется попросить маленьких музыкантов тебе помочь". – радостно сказал маленький принц.
Ребята давайте поможем Антошке добраться домой!
«Маленькая страна»
Пока играла музыка, добрался наш Антошка на волшебном ковре-самолете до дома. Выпустил всех птичек в небо над волшебным городом, и они снова стали радовать волшебных жителей своим замечательным пением.
расскажу музыкальную сказку, а помогать мне будут ученики и преподаватели нашей детской музыкальной школы.
|
В некотором царстве, музыкальном государстве жили-были Песня, Танец и Марш. И завели они спор, кто из них главнее.
«Я!» - воскликнул Марш и забил в барабан. Потому что я самый сильный и громкий. Под мою музыку маршируют солдаты на параде. Вот так.
Музыкальный номер
Я могу быть и детским маршем и помогать шагать в ногу маленьким детям. Вот так:
Музыкальный номер
«Нет, самый главный Я!» - закричал Танец. Потому что я могу быть веселым и бодрый, быстрым и медленным. Меня любят и на балах и на народных праздниках, танцуют все: и дети и взрослые.
Музыкальный номер
Даже в далекой Африке, на острове Чунга-Чанга, веселые негритята под звуки барабанов исполняют свой необычный танец. Вот послушайте какой.
Музыкальный номер
А Песня ничего не сказала и тихо запела колыбельную. Мечтательно задумался Марш. Танец вспомнил добрый, ласковый голос своей мамы. Давайте послушаем эту песню и мы.
Музыкальный номер
Песню любят меня и взрослые, и дети, и даже герои сказок и мультфильмов.
Музыкальный номер
Песня всегда рядом, она помогает нам веселиться и мечтать, заставляет задумываться о чем-то, а иногда и грустит вместе с нами. Ведь не зря говорят, что в каждой песне – частица нашей души!
Музыкальный номер
ВЕДУЩИЙ - «Ребята, а как вы думаете, кто самый главный: Песня. Танец или Марш?
А я думаю, что самое главное в любом царстве, в любом государстве – это дружба. Вы со мной согласны?
Так давайте закончим нашу сказку песней о Дружбе».
Музыкальный номер
«Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец! До свидания и до новых встреч!»
Традиции и быт русского народа
Цели: знакомство детей с обычаями и традициями русского народа, закрепление сведений детей об устройстве и назначении печи.
Задачи: вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: считалок, пословиц, сказок, дразнилок. Развивать связную речь, смекалку, творческие способности, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.
Оформление: зал оформлен в виде горницы с печью.
Рисунки и поделки детей.
Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных сказок: «Колобок», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди». Рассматривание русской печи на слайдах и картинках. Объяснение и показ картинок и слайдов, что такое ухват, чугунок, кочерга.
Звучит русская народная песня «Светит месяц» в записи.
Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, красны девицы, здравствуйте, люди честные, гости наши дорогие!
Милости прошу! Дети, вы заметили, какими словами я вас встретила? (Здравствуйте). Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что оно означает, как вы думаете?
Здравствуйте от слова здравие – здоровье значит, т.е. мы желаем человеку здоровья, не болеть. Это пожелание доброе и поэтому произносить его надо ласково, приветливо ,смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
А еще, какие слова я вам сказала. «Милости прошу».
Что эти слова означают? Как вы их понимаете?
Милость от слова милый, т.е. я прошу вас быть милыми. Милый человек - какой он? Добрый, ласковый, заботливый, внимательный. Вот об этом вас и просит хозяйка: будьте добрыми и ласковыми, внимательными и заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает.
Вот такие наши русские приветствия. Это не просто слова, а пожелания доброты и здоровья
. Поэтому и говорят: «Русский народ доброжелательный».
Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил, т.е. построил. Ясно, что одному человеку это большое дело не по плечу, не под силу. Традиция помогать друг другу называлась – помочь. И пословицы народ сложил: «Одному хорошо, а вместе – лучше!»
А какие вы пословицы и поговорки о помощи и дружбе знаете?
Избу, которую строили дружно, с добротой и жилось в ней хорошо. А комнату в избе называли – горница. (Слайд). Посреди горницы стояла – печь, о ней говорили: «печь – всему – голова».
Голова – значит самая главная.
Давайте подумаем, почему самая главная?
Где пищу приготовить? – В печи!
Чем избу обогреть? – Печкой!
Она и накормит, и обогреет.
А случалось и так, нагуляются дети, на горке накатаются, в снежки наиграются, придут домой замерзшие и промокшие.
Где сушить валенки, да одежду? В печи.
А что еще можно сушить в печи? (грибы, ягоды, травы.)
А еще, дети, печь и лечит!
Если дети пришли замерзшие, да промокшие, что с ними может случиться? Они могут заболеть. Уложат тогда ребенка на печь.
Она его лучше всякого горчичника прогреет! И болезнь пройдет.
А еще печь не только обогревала, но и была источником света.
Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло.
Хозяйка и хозяин усаживались у печи, когда детки малые уже спали и занимались каждый своим делом.
Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плел лапти или корзину из прутьев. Вот вам и ответ: почему печь всему голова.
Она и накормит, и обогреет, и вылечит, и свет даст.
А что нужно было сделать, чтобы в доме было тепло?
А чем печь топили?
Дети: дровами и огнем поджигали.
Давайте посмотрим, кто из наших молодцев быстрее наносит дрова для печи. Выберем 2-х молодцев русской считалочкой.
Раз, два, три, четыре,
5, 6, 7, 8.
Ходит бабка с длинным носом,
А за нею дед
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей!
Гномик золото искал
И колпак свой потерял.
Сел, заплакал, - как же быть?
Выходи! Тебе водить!
Игра «Принеси дрова».
Шел котик по лавочке,
Раздавал всем булавочки.
Шел по скамеечке –
Раздавал всем копеечки.
Кому 10, кому 5,
Выходи, тебе искать.
Вот дрова наносили, печь растопили
. А чтобы пироги печь, да блины, нужно жар углей разгрести.
А чем разгребали жар?
Дети: кочергой
Дети показывают, как ею пользоваться.
А в какой посуде кашу, да щи варили?
Дети: в кастрюле.
А называлась та посуда – чугунок
В нем каша или любая другая еда была по –особенному вкусной, да ароматной, а щи наваристые.
Из печи горячий чугунок доставали ухватом
Особенно вкусными всегда получались блины.
Давайте споем песню о блинах. Песня «Блины»
Дети, а вы знаете, что огонь в печи берегли, не давая ему потухнуть, ночью его сохраняли в виде углей, а утром подкладывали дрова и так в течение всего дня поддерживали огонь.
А если случалось переезжать в другую избу, то угли из печи забирали с собой в новую печь.
А сейчас мы с вами вспомним сказки, где бы присутствовала печь. Назовите мне эти сказки.
«Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Сивка-бурка» ,«Заюшкина избушка».
Кто из сказочных героев мог спать и ехать на печи?
Дети: Емеля.
Давайте поиграем в старинную детскую игру: «Емеля».
Выбирается по считалочке Емеля.
Сива – ива
Дуба – клен.
Шуга – юга.
Вышел вон!
Емелю выбрали. Он садится на «печь» и «засыпает» под хоровод, который дети водят вокруг «печи». Хоровод «Колыбельная». Дети в конце хоровода поют дразнилки:
Теля - меля, ты Емеля, теля – меля – третий бас.
Теля - меля ты Емеля, догони – ка, теля, нас
Дети убегают, потом выбирают другого Емелю.
Игра проводится дважды.
А знает ли, ребята, кто из вас, чем занимались дети длинными, зимними вечерами? Раньше ни компьютеров, ни телевизоров, да и книг-то с карандашами, да красками не было, игрушки совсем не такие, как сейчас у вас, были. А ведь и не скучали детки совсем. С удовольствием слушали рассказы, да сказки своих бабушек и дедушек, пели частушки, сами делали игрушки, играли на ложках, сидя у теплой печи.
Сценка – игра на ложках.
Ох, выйду плясать
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.
Коля. Эх, раз, полтора
Бежит печка со двора
А за нею чашки
От грязнули Машки.
На Руси девочки уже с 6 лет пряли пряжу, а из ткани делали кукол. Это были не просто куклы, а куклы – обереги.
Они разные, но каждая из них давала дому и семье достаток, здоровье, счастье, радость и самое главное доброту.
Она оберегала дом, а люди берегли ее и передавали из поколения в поколение своим детям
А еще делали игрушки из глины, как из пластилина, а потом фигурки обжигали в печке, чтобы они были крепкими, разукрашивали их ярко и играли ими.
!
И по русской традиции – любое доброе и полезное дело, заканчивается песней
«Мы хотим чтоб Россия»»
Реквизит:
Ложки
Дрова
Чугун
Кочерга
Ухват
Жили-были Песня, Танец и Марш.
Внеклассное мероприятие для младших школьников.
ВЕДУЩИЙ - Здравствуйте, дорогие
Комментариев нет:
Отправить комментарий