Копилка материалов


                                                          





В стране музыкальных инструментов


Сценарий концерта

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы совершить небольшое, но очень интересное путешествие в страну музыкальных инструментов. В этой стране живет столько много различных инструментов, что поговорить обо всех сразу сегодня мы не сможем. Музыкальные инструменты бывают большие и маленькие, похожие друг на друга, и совершенно отличающиеся. На одних можно играть разную музыку, на других простукивать ритм. Сегодня мы познакомимся и послушаем как они звучат, только с некоторыми из них. И помогут нам в этом учащиеся музыкальной школы.
— А кто, ребята, из вас знает, каким музыкальным инструментом обладает каждый человек? И вы тоже?
— Да, это певческий голос. Но красиво и правильно петь, т.е. владеть этим инструментом от природы могут не все. Красиво петь — нужно долго учиться. Вот сейчас наши ребята покажут, как они научились петь.
           На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.
           Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (радуга)
Вок.анс.  песня «Радуга»
— Родоначальницей баяна и аккордеона явилась ручная гармоника, когда-то давно она была привезена из-за границы купцами и очень быстро из сувенира превратилась в народный инструмент. С годами гармоника совершенствовалась, изменялась, усложнялась. Очень любили в давние времена на гуляньях песни под баян и аккордеон, пляски. Сейчас — это красивые и сложные концертные инструменты. Им под силу не только песни, но и крупные серьезные произведения. Наши ребята только начинают осваивать игру на этих инструментах, поэтому их пьески еще небольшие.
Несколько пьес в исполнении баяна и аккордеона
— Ребята, а кто знает сказку «Кот, петух и дрозд»? На каком инструменте играл кот, когда вызывал лису из норы, чтоб спасти петушка?
— Да, на гуслях.
             Трень-брень гусельки, золотые струночки.
            Дома ли лиса?
— Гусли — это старинный русский народный инструмент. Он упоминается во многих русских сказках, как волшебный инструмент — гусли-самогуды- сами играли, всех плакать да плясать заставляли.
Несколько пьес на гуслях

— Следующий инструмент тоже не простой. С ним связано много сказок и легенд по всему миру. Однажды этот инструмент спас целый город, его волшебный звуки увлекли за собой в море огромные полчища крыс, которые непонятно откуда взялись и заполонили весь город, что люди уже не могли там жить. Тогда один юный музыкант достал свой инструмент и заиграл, волшебный звуки полились по всему городу и крысы как завороженные двинулись на их зов. Музыкант вышел из города и пошел к морю, и злые огромные крысы шли за звуками и утонули в море. Чудесный инструмент и его прекрасная музыка спасли город и  жителей.
— Этот волшебный инструмент называется флейта.
Пьесы на флейте
— Теперь подошла очередь для удивительного инструмента — инструмент-оркестр. Этому музыкальному инструменту подвластно многое, он может издавать как самые тихие, так и громкие звуки, «рычать», «ворчать» басами, «щебетать» как птичка или изображать мерцание звезд на небе — высокими, «хрустальными» звуками. На этом инструменте можно исполнять любую музыку, как простые детские песенки, так и очень сложные, серьезные концертные произведения. И название у этого инструмента тоже удивительное.
             Я стою на трех ногах, обут в черных сапогах.
             Зубы — белые. Педаль. А зовут меня…….(рояль).
—Рояль это концертный инструмент для больших залов, а вот для домашнего музицирования предназначен небольшой по размеру — пианино. А общее название этих двух инструментов— фортепиано.
Блок фортепианных пьес
—Следующий инструмент появился сравнительно недавно. Это современный электронный инструмент, внутри спрятан маленький компьютер, который выполняет множество функций: он может звучать как целый оркестр, а может имитировать звучание отдельных инструментов, звук извлекается с помощью клавиш как на фортепиано. Синтезатор может издавать очень необычные «фантастические» и «космические» звуки.
Звучит синтезатор (несколько пьес)
— Ну вот, ребята, наше небольшое путешествие закончилось. Надеюсь, оно было интересным. И по традиции в завершении нашей встречи звучит песня в исполнении младшей группы хора.
 Песня  «Золотой колокольчик»
Спасибо за внимание. До свидания!


Вечер, посвящённый авторской песне

Зaл оформлен стендами на которых представлены фотографии бардов, кассеты, книги. На сцене около ма­ленького столика — гитара, на столике — портреты Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Галича.
Под звуки песни «Ночная дорога», вы­ходят чтецы и хор. Затем в исполнении хора звучит 1-й куплет песни О.Митяева «Как здорово».
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить об авторской песне. Свое начало этот жанр берет в музыкальной культуре Древ­ней Руси. Всем вам известны персонажи старинных былин и сказаний — гусляры, песняры, сказители. Авторская песня в России имеет особый смысл, ведь на про­тяжении веков в русском пении на пер­вое место ставилось слово, а потом уже музыка. Недаром при определении сущ­ности авторской песни Б.Окуджава ска­зал, что это «поэзия под гитару», а В.Вы­соцкий называл бардов поэтами, которые исполняют свои стихи под музыку. (Зву­чит стихотворение Б.Окуджавы «Поэт» в исполнении школьницы.)
У поэта соперников нету
 Ни на улице и ни в судьбе,
 И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас — о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капле губя.
 Догорает, прощения просит:
 Это он не за вас — за себя..
. Но когда достигает предела
И душа отлетает во тьму...
Поле пройдено.
Сделано дело.
 Вам решать: для чего и кому.

1-й ведущий. Авторская песня впитала в себя и русский городской романс, и кант (бытовую многоголосную песню), и кре­стьянские песни, и песни беспризорни­ков... Она прошла большой и сложный путь от полного неприятия к расцвету и признанию. Песни, сочиненные в строй­отрядах, в геолого-разведочных экспеди­циях, начали быстро распространяться по всей стране. Люди разных профессий принялись писать песни. Каждый пишет о том, что его волнует. Врач и инженер размышляют о добре и зле, о смысле жиз­ни, в песне передают свои чувства. Кон­церт барда — это душевный, искренний разговор, глубокая исповедь. Авторы-ис­полнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами и постарались чуточку изме­ниться к лучшему...
Учитель. Кого не мучил вопрос: как найти себя, как стать личностью? Каждый бард решает это по-своему. Например, наши гости-учителя влюблены в природу родного края, в свой город и вообще, лю­бят гулять под открытым небом, пости­гая смысл бытия. А еще они умеют петь и сочинять хорошие песни. Сейчас они ис­полнят для нас свою песню «Город Лес­ной». (Звучит песня.)
Но путешествия и поездки в дальние края бывают разные. Кто-то едет за день­гами, а кто-то за... (Дуэт старшеклассни­ков исполняет песню «Конжаковский ка­мень».)
2-й ведущий. Люди мужественные, стойкие, честные, самоотверженные всег­да привлекали внимание бардов. Россия во все века славилась мужской доблестью, и у каждого поколения молодежи были свои прекрасные стихи, посвященные мужеству и отваге.
Выходят чтецы и исполняют отрывки из произведения А. Бахвалова «Нежность к ре­вущему зверю».
1-й чтец. Песни рождала жизнь, и их авторов вдохновляли герои... Сейчас я про­чту вам одну историю. «Почти вся их работа была связана с освоением новых на­вигационных систем, и потому на долю штурмана Саетгиреева перепадало много кропотливой и утомительной работы. Раз в три-четыре дня к нему подсаживают оче­редного стажера, которого нужно ознако­мить с навигационным оборудованием. Для остальных членов экипажа это скорее рейсовые, чем испытательные полеты».

2-й чтец. «Впрочем, завтра Саетгирее-ву будет полегче: ему поставили новый локатор, с которым нужно освоиться без стажера. На это уйдет два-три часа. Он знает дело и когда-нибудь станет очень хорошим штурманом, каким был Сергей Санин».
3-й чтец. «Но никто из экипажа не ус­пел покинуть самолет, погибли все четве­ро: летчики, штурман, радист. Они едва взлетели, магнитофон успел записать все­го несколько фраз, продиктованных Са­ниным по обязанности штурмана:
    Скорость 350... Скорость 400...После долгой паузы удивленный во­прос:
    Куда ты тянешь?
Неясные щелчки, треск, судорожный вздох, и опять голос Санина:
    Жора, куда ты тянешь?Ему никто не ответил.
    Куда ты тянешь? — крикнул Сергейв последний раз.
Магнитофон не выдал больше ни зву­ка. Все происшедшее от взлета до посад­ки уложилось в считанные минуты».
Звучит песня Ю.Визбора «Серега Санин».
2-й ведущий. Тема истинной дружбы, выбора друга красной нитью проходит в авторских песнях. Настоящий друг всегда выручит, не оставит в беде. Давайте вспомним известную «Песню о друге» В.Высоцкого. (Звучит запись.)
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так...
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.
3-й ведущий. Есть такое чувство на зем­ле, которое помогает жить, делает нас чище и добрее... Это любовь. Ради люби­мого человека мы творим чудеса, душа у влюбленного расцветает, она поет как птица. Но любовь имеет и свою изнанку: ревность, недоверие, коварство... Почти все оттенки (как светлые, так и темные) этого всепоглощающего чувства нашли отражение в авторской песне. То, о чем поется в песне Олега Митяева «С добрым утром, любимая», имело место в реальной жизни. (Звучит в записи песня О.Митяе­ва. Затем хор исполняет песню В.Миляева «Весеннее танго».)

4-й ведущий. Есть на свете слово корот­кое и жестокое, за ним стоят боль и смерть. Это слово — война! Первая миро­вая, Вторая мировая, афганская, чечен­ская... Почти все барды писали о войне. Некоторые воевали сами, у других детст­во было омрачено потерей близких. Впро­чем, для настоящего поэта осмыслить годы войны — это долг перед собой и дру­гими. (Школьники читают отрывки сти­хотворений.)
Ах, сорок третий, сорок третий.
 Проклятый сорок третий год,
Когда убитый — каждый третий,
Когда и взвод — уже не взвод.
В. Туриянский
У братских могил нет заплаканных вдов,
 Сюда люди ходят покрепче.
 На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?
В.Высоцкий



Я не участвую в войне,
Война участвует во мне,
И пламя вечного огня
 Дрожит на скулах у меня.
В. Берковскый
Помни войну!
Пусть далека она и туманна.
Годы идут. Командиры уходят в запас.
 Помни войну!

Это право же вовсе не странно Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.
Ю.Визбор
Ансамбль исполняет песню Окуджавы «До свидания, мальчики».

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
 Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили,
И ушли за солдатом солдат... До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
3-й ведущий. В истории авторской пес­ни есть классические образцы данного жанра. Это творчество А.Галича, Б.Окуд­жавы, В.Высоцкого. Александр Галич был талантлив буквально во всем. За что бы он ни брался — всюду ярко расцветал его талант. Когда-то он написал прекрасные сценарии к кинофильмам «Вас вызывает Таймыр» (1948 г.), «Верные друзья» (1954 г.) (оба совместно с К.Исаевым), «На семи ветрах» (1962 г.). С начала 1960-х го­дов. Галич получил признание как автор и исполнитель песен. Лейтмотив его твор­чества — ответственность за прошлое, противостояние произволу и конформиз­му. В 1974 году он навсегда уехал в Париж, покинув Россию.
Звучит стихотворение Галина «Я выби­раю свободу».

Сердце мое заштопано,
В серой пыли виски.
Но я выбираю Свободу,
И — свистните во все свистки!
Я выбираю Свободу —
Но не из боя в бой,
Я выбираю Свободу
Быть просто самим собой.

4-й ведущий. Булат Окуджава продол­жил традиции художественной культуры XIX века. Ключевые слова его стихотво­рений: Вера, Надежда, Любовь. Его твор­чество отличает вера в торжество добра и справедливости.
Звучит запись песни в исполнении Б.Окуджавы «Надежды маленький оркестрик»,
н,
5-й ведущий. Нет в России человека, который бы не знал имени Владимира Высоцкого. Его нередко по праву назы­вали «сердцем» авторской песни, «обна­женной совестью эпохи». В.Высоцкий до сих пор продолжает оказывать огромное влияние на современных исполнителей авторской песни. Его манеру исполнения и общения со зрителями повторить, на­верное, невозможно. Поражают многотемье, калейдоскоп человеческих характе­ров, выхваченных им из жизни и втисну­тых в рубленые четверостишья. А ведь с каждым образом надо было прожить.

Его творчество и сегодня по­могает нам жить, мы заряжаемся его оп­тимизмом, верой в собственные силы. Свое жизненное кредо, нравственные принципы он изложил в песне «Я не люб­лю».
Звучит запись песни В.Высоцкого «Яне люблю».
Учитель. В истории авторской песни есть одно печальное и одновременно ге­роическое событие, которое стало точкой отсчета в развитии жанра. В 1967 году сту­дент пятого курса Куйбышевского авиа­ционного института Валерий Грушин ушел со своими друзьями в поход на бай­дарках в Восточные Саяны. Проходя мар­шрут, ребята заметили перевернувшуюся моторную лодку с детьми. Валера бросил­ся в ледяную воду, чтобы спасти ребят, но сам выплыть не смог... Его искали боль­ше месяца и не нашли. Смерть Валеры потрясла институт. Он был душой компа­нии: писал песни, пел... «Надо сохранить его песни и память о нем», — решили его друзья. Так родился фестиваль авторской песни. Студенты продолжили дело погиб­шего друга. Вот уже 30 лет живет и здрав­ствует фестиваль, носящий имя Валерия Грушина. Фестиваль стал экзаменом и для многих ныне известных авторов-испол­нителей. Приезжают на него люди со всей России, они везут свои песни. Дух фести­валя передает песня Б.Окуджавы «Союз друзей».
Ребята хором исполняют первый куплет этой песни.
Как вожделенно жаждет век
Нащупать брешь у нас в цепочке...
 Возьмемся за руки, друзья,
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть по одиночке.

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие по авторской песне. Но мы не прощаемся, а говорим «до свидания», до новых встреч, до новых песен.
В исполнении хора звучит песня Ю.Виз­бора «Милая моя
День  Музыки
Действующие  лица:  ведущая, ученики,  Фальшь                              
Ведущая: Добрый день, девочки и мальчики, родители, преподаватели! Во всем мире музыканты отмечают День Музыки 1 октября. Мы приготовили концерт к этому празднику.
Семь подружек голосистых,                
Семь звоночков серебристых.
Дружно весело живут.
Звонко песенки поют. 
                         
Домик наш открыт всем детям.           
Заходите - мы вас встретим!
Тайны музыки расскажем.
В мир волшебный путь покажем.         

Если будете стараться                          
И усердно заниматься,
То терпение и труд
Вас к успеху приведут!                         

1   Песенка  Леопольда. Муз.  Савельева.
В.  Многие ребята у нас первый раз на концерте. У музыкантов есть свои правила: музыку слушают в тишине. Артисты волнуются и могут сбиться. А теперь послушаем тишину….

Он по виду брат баяну                          
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком … акко
2    Лушников. Хоровод  (аккордеон)
Мелкий дождик моросит - то форте, то пиано.   
Эта  пьеса прозвучит в исполнении  …баяна.
3   Витлин.   Кошечка  (баян)
Тут и клавиши и кнопки, тяжело тянуть меха.  
Я дружу с аккордеоном, подрасту еще пока!
4   Мусоргский.   Гопак  (аккордеон)
В. Я слышу какие-то странные звуки!
Девочка: Мне страшно, я боюсь!
В. По-моему, это старуха  Шапокляк  опоздала  на праздник.
Фальшь: Я,  старуха ? Да я известная во всем мире великая артистка: солистка, скрипачка, фольклористка  и пианистка.  А зовут меня  - ФАЛЬШЬ.
Д. Вы, наверно, не туда попали? У нас сегодня ДЕНЬ  МУЗЫКИ.
Ф. Как раз туда! Вон сколько народу собралось меня послушать! Какие прелестные  детишечки! Признавайтесь,  вас уже учили правилам?  Забудьте все! На концерты надо запасаться сладостями и телефоном.
Д. Фальшь - это как понимать?
Ф. О, это если кто-то играет и нажимает не ту струну, клавишу,  кнопку . И звучит Фальшь  - это  Я !
Д. Не нужна нам такая гостья, не порти нам праздник!
Тащит Фальшь за ухо со сцены
Наконец-то мы избавились от этого врага музыки - фальши и сейчас у нас все будет звучат чисто и красиво. Давайте вместе расскажем, на чем играют в нашей школе. У какого инструмента есть и струны и педаль? Что же это? Несомненно, это славный наш…рояль.
5   Беркович. Вариации  (фортепиано)
Видишь, лист кленовый кружится.
Тихо кружится под музыку.
Видишь,  тучка в небе хмурится.
Будет музыка дождя.
             И   у ветра, и у солнышка,
             И   у тучки, и у дождика,
             И   у маленького зернышка
             Тоже музыка своя.
6   Завальный.  Листопад  (баян)
Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка? Расскажите мне скорей.
Птичьи трели - это музыка, и капели - это музыка.
Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.
7   Миниатюра.   Калинников.(гитара)

В. Я  хочу проверить,  хорошо ли вы знаете песни из
сказок и мультфильмов.
Средство передвижения, везущее друзей в светлое будущее
(голубой  вагон)

Песня жителя болота, у которого не было друзей
(водяной)

Песня не то игрушки,  не то неведомой зверушки.
(Чебурашка)
Песня о самом радостном дне.
(песенка крокодила Гены)

Песня о домашнем животном, которое ласково жмурится на
крутом  бережку.
8   Песня Леопольда. Савельев.
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,  в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив ,  ее названье…скрипка.

9      Гамма - вальс.  Ансамбль  скрипачей
Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею.
Я не играю томно, я озорная …  домра.

10      Гусачок,  р.н.т.(домра)
Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет.
По-разному звучать он может.
То нежно, ласково,  легко, то низко, сочно,  глубоко.
Он звуком бархатным поет и сразу за душу берет.
Не контрабас,  и не свирель,  зовут ее …   виолончель.
11      Фаркаш.  Венгерский танец  (виолончель)
Песня русская в березах,  песня русская в хлебах.
На покосах, на морозах,  на санях и на лугах.
На ветру шумят рябины,  каждый слушать их готов.
Столько  песен у России, сколько во  поле цветов.
12       Летели две птички,  р.н.п. (фольклор)
Ф. А теперь отгадайте мои загадки.
Весной венки из одуванчиков плетут,  конечно,  только….
Болты, шурупы,  шестеренки найдешь в кармане у…
Коньки по льду чертили стрелочки, с утра в хоккей играли..
Болтали час без  передышки в коротких платьицах…
При всех померяться силенкой,  конечно, любят лишь….
Боятся темноты трусишки,  все как один они…
Шелк, кружева и в кольцах пальчики, выходят на прогулку..

Ну,  как! Здорово? А теперь заплатите мне денежки за
мою работу. Гоните мани,  мани!

Д.  - Мани,  мани, пожалуйста!
13       Андерсон. Монеу  (фортепиано)
(Фальшь переодевается и выходит)
Ф. Ребята, простите меня, я поняла как нужно вести себя на концерте и решила исправиться. Я  тоже хочу выступать вместе со всеми.
14  Фортепианный   ансамбль.   Журбин.  Тучи в голубом.


В.  - Ну-ка, нотки, собрались и на сцену поднялись!

Подхватили песенку «фа» и «соль».
Звездочки рассыпаны, как фасоль.
А под ними кружится  Земля,
Дружно подтянули «си» и «ля».       

Замигал троллейбус  фарами.
Отозвались ноты «фа»,«ре»,«ми».
Зазвучали ноты  «ми», «ре».
Засыпайте,  люди, в  мире.                 

А за ними следом «до», «ре».
Пусть исчезнет в мире горе.
А потом все вместе -«до,ре,ми»
Пусть все люди будут добрыми.        

15    Паулс.  Кашалотик  (хор)


Путшествие Антошки и его друзей.
    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами попали в увлекательную сказку. Сказку о дружбе, о приключениях, о добре и конечно же о музыке. И так начнем.
В волшебной стране Музыкландии наступило утро. Взошло яркое солнце, которое в этой волшебной стране выглядит как скрипичный ключ. Распустились яркие цветы, такие большие, что жители волшебной страны ниже них ростом. Запели веселые и звонкие птички-нотки. Проснулся и наш главный герой. А кто он, вы сейчас угадаете сами.
Песня "Антошка"
Не успел наш Антошка выйти из своего волшебного домика, как вдруг небо потемнело, солнце заволокли большие черные тучи, налетел жуткий ураган и унес всех птичек. Опечалился я Антошка, скучно без веселых ноток-птичек. Загрустили и другие жители. Загрустила Киска.
"Киска"
Что же делать, подумал наш Антошка. Нельзя же нам без птичек жить, нужно обязательно их найти! Вот только как же их зовут? Ребята, а давайте вспомним все птички-нотки все вместе! (до, ре и т.д.). Обрадовался Антошка, что знает теперь все нотки и улыбнулся!!!
"Улыбка"
Отправился наш герой в путь, напевая песенку. Долго ли, коротко ли шагал наш герой, и вот встретил он двух друзей.
"Песенка Львенка и Черепахи"
Здравствуйте, Львенок и Черепаха! Наших птичек унес ураган. Не встречались ли они вам?- спросил Антошка.
"Видели видели, - хором ответили друзья. - И когда они мимо пролетали, мы одну из них поймали. Пусть она с нами живет, нас радует".
"Отдайте мне, пожалуйста, птичку, - взмолился Антошка. - Без них в нашем волшебном городе стало совсем грустно и тихо. И загрустили все жители".
"Хорошо, - отдадим. Только не просто так. Отгадай наши несложные загадки". Ребята, давайте поможем Антошке справится с заданиями!
Проверяют звук и тон
Инструментом... (камертон)
Чем похожи пианино
И бегущая машина?
Есть у них одна деталь
Под названием... (педаль)

Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?...  (Рояль)
Сон и отдых позабыты:
Песню пишет ...
(Композитор)

"Вот молодец Антошка, отгадал загадки, - весело сказал Львенок. - забирай птичку «До»".
Обрадовался наш герой. И пошел дальше. Недолго шел и встретил следующего героя. Давайте вместе угадаем какого.
"Добрый жук"
"Добрый жук, не видел ли ты пролетающих мимо птиц? "– спросил Антошка.
"Видел. И не только. Одна из них выбилась из сил и упала прямо возле моего дома. Я её взял в свой домик, вылечил, помог ей снова научиться летать". – ответил Добрый жук.
"Отдай, пожалуйста, её мне, я выпущу её в небо над нашим городом".  – слезно стал просить Антошка.
"Хорошо, я с радостью отдам её тебе, только назови мне правила, как заботиться о птичках и я со спокойным сердцем отдам её в твои руки".
Давайте, ребята, поможем Антошке снова!
(Устанавливать кормушки, скворечники, кормить птиц). Ребята а кто из вас заботится о птицах зимой? Молодцы ребята. Вы помогаете птицам выжить.

"Хорошо, Антошка, можешь забрать мою птичку. А зовут её «ре»".
Вот уже две птички у нашего героя. И отправился он дальше в путь. Вдруг на тропинке услышал он громкую, приближающуюся музыку. Испугался наш герой, и только он хотел спрятаться в кустах как прямо перед ним остановилась большая повозка из неё выпрыгнули Бременские музыканты!
"Бременские музыканты" 


"Здравствуйте, уважаемые музыканты, - испуганно прошептал Антошка. - Вы путешествуете, многое видите. Не встречали ли вы птичек – ноток, которые унес ураган из нашего города?"
"Как не встречали? Конечно, встречали и, конечно, поймали и сразу двоих. Но так просто мы их тебе не отдадим. Станцуй-ка вместе с нами танец. Давайте ребята встанем и станцуем танец в помощь нашему герою.
Танец
"Хорошо танцевали ребята. – восторженно сказали музыканты. -Забирай птичек «ми» и «фа»".
"Ура!- воскликнул Антошка. Две птички сразу!" И продолжил свой путь. И встретилась Антошке на пути река. Но конечно она была не как все реки на земле а волшебная, и переплывать её нужно было на белых корабликах – облаках.
"Белые кораблики"
Не успел Антошка переплыть речку и наступить на зеленую травку, как вдруг кто-то рядом как прыгнет и прям на него. Испугался Антошка, а потом присмотрелся, а это оказался всего лишь зеленый кузнечик.
"В траве сидел кузнечик"
"Здравствуй, Кузнечик. Как же ты меня напугал! – облегченно произнес Антошка. - Скажи, пожалуйста, не пролетали ли мимо тебя птички-нотки? Их ураганом унесло из нашего города и мы очень без них грустим".
"Видел, - прострекотал кузнечик. -Я видел, как одну из них поймал мишка, который живет возле речки".
"Спасибо, Кузнечик, побегу к нему!" – радостно крикнул Антошка.
"Подожди, не торопись. Наш Мишка  уже очень долго не может уснуть по ночам, а птичка поет ему песенку и он сладко засыпает. Так что он ни за что тебе её не отдаст".
"Хорошо. –  ответил Антошка. - Я постараюсь что-нибудь придумать".
Брел наш герой повесив нос вдоль берега и напевал под нос себе песенку про мишку.
«Мишка с куклой»
Думал он думал и "О, эврика! Я же могу сыграть ему колыбельную". Подкрался тихо-тихо Антошка к берлоге, увидел мишку на полянке, который играет с птичкой, и стал исполнять колыбельную.
"Колыбельная Умки"
Лег мишка на травку, закрыл один глаз, а второй еще не закрыл, смотрит, как птичка по полянке резвится.
"Наверное еще нужно колыбельную сыграть"...- подумал Антошка. 
"Колыбельная"

Закрыл мишка оба глаза и заснул. Антоша выбежал на полянку, схватил птичку и бросился наутек.
Ребята, проверим сейчас кто из вас внимательный. Какая у нас птичка по порядку должна быть? (соль). Правильно, молодцы!
Долго бежал наш герой без оглядки, пока совсем не выбился из сил. Упал он на зеленую травку и увидел, какое прекрасное голубое небо  над его головой. Но вдруг большая тень нависла над ним. Вскочил Антошка на ноги и увидел своего старого друга крокодила Гену.
"Песенка Крокодила Гены"
"Здравствуй, Крокодил Гена! Как я рад тебя видеть! - воскликнул Антошка. - У нас случилась большая беда, ветер унес птичек из нашего города. Я уже вернул птичек до, ре, ми, фа и соль. Не видел ли ты куда он понес остальных?"
   "Я как раз сегодня готовил пирог, как вдруг на моем окне села птичка. И сейчас она у меня. Я готов отдать её тебе, ведь мы же друзья, только помоги мне кроссворд разгадать." (кроссворд на слайде).
"Всё правильно угадали, забирай птичку «ля»", - добродушно сказал Крокодил Гена.
"Большое спасибо." - ответил Антошка и отправился дальше.
Наступил вечер. Солнце стало уже садится за горизонт, а небо наполнилось ярко красным закатом, как вдруг наш герой вышел на огромную поляну, растения на ней были столь необычные, что Антошке показалось что он попал на другую планету. И там, в самом центре этой планеты на королевском стуле сидел маленький принц.
"Маленький принц
Антошке было неудобно тревожить принца, ведь он выглядел так величественно, но он все таки набрался смелости и подошел к нему.
"Здравствуй, маленький принц. Не видел ли ты пролетающую мимо птичку-нотку? Я нашел уже почти все, осталась только одна".
"Да, она прилетела и села на спинку моего королевского стула. И я решил оставить её у себя". – ответил ему маленький принц.
"Верни её пожалуйста мне, ведь все её сестрички уже у меня".
"Хорошо, отдаю тебе птичку", - сказал маленький принц и протянул её Антошке.
Антошка взял последнюю птичку и с досадой опустил голову.
"А почему же ты грустный?"– с удивлением спросил маленький принц.
"Я нашел всех птичек, но как же я попаду домой, ведь уже совсем темно и страшно одному идти обратно в такой долгий путь", - с досадой ответил Антошка.
"Не печалься Антошка, ведь у меня есть волшебный ковер-самолет. Только есть одно условие, он летит только тогда, когда играет музыка. Так что тебе придется попросить маленьких музыкантов тебе помочь". – радостно сказал маленький принц. 
Ребята давайте поможем Антошке добраться домой!
«Маленькая страна»
Пока играла музыка, добрался наш Антошка на волшебном ковре-самолете до дома. Выпустил всех птичек в небо над волшебным городом, и они снова стали радовать волшебных жителей своим замечательным пением.

 


расскажу музыкальную сказку, а помогать мне будут ученики и преподаватели нашей детской музыкальной школы.
В некотором царстве, музыкальном государстве жили-были Песня, Танец и Марш. И завели они спор, кто из них главнее.
    «Я!» - воскликнул Марш и забил в барабан. Потому что я самый сильный и громкий. Под мою музыку маршируют солдаты на параде. Вот так.
Музыкальный номер
Я могу быть и детским маршем и помогать шагать в ногу маленьким детям. Вот так:
Музыкальный номер
«Нет, самый главный Я!» - закричал Танец. Потому что я могу быть веселым и бодрый, быстрым и медленным. Меня любят и на балах и на народных праздниках, танцуют все: и дети и взрослые.
Музыкальный номер

Даже в далекой Африке, на острове Чунга-Чанга, веселые негритята под звуки барабанов исполняют свой необычный танец. Вот послушайте какой.
Музыкальный номер
    А Песня ничего не сказала и тихо запела колыбельную. Мечтательно задумался Марш. Танец вспомнил добрый, ласковый голос своей мамы. Давайте послушаем эту песню и мы.

Музыкальный номер
Песню любят меня и взрослые, и дети, и даже герои сказок и мультфильмов.

Музыкальный номер
Песня всегда рядом, она помогает нам веселиться и мечтать, заставляет задумываться о чем-то, а иногда и грустит вместе с нами. Ведь не зря говорят, что в каждой песне – частица нашей души!

Музыкальный номер
ВЕДУЩИЙ - «Ребята, а как вы думаете, кто самый главный: Песня. Танец или Марш?
А я думаю, что самое главное в любом царстве, в любом государстве – это дружба. Вы со мной согласны?
Так давайте закончим нашу сказку песней о Дружбе».
Музыкальный номер
«Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец! До свидания и до новых встреч!»

Традиции и быт русского народа

Цели: знакомство детей с обычаями и традициями русского народа, закрепление сведений детей об устройстве и назначении печи.
Задачи: вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: считалок, пословиц, сказок, дразнилок. Развивать связную речь, смекалку, творческие способности, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.
Оформление: зал оформлен в виде горницы с печью.
 Рисунки и поделки детей.
Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных сказок: «Колобок», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди». Рассматривание русской печи на слайдах и картинках. Объяснение и показ картинок и слайдов, что такое ухват, чугунок, кочерга.
 Звучит русская народная песня «Светит месяц» в записи.
Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, красны девицы, здравствуйте, люди честные, гости наши дорогие!
 Милости прошу! Дети, вы заметили, какими словами я вас встретила? (Здравствуйте). Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что оно означает, как вы думаете?
Здравствуйте от слова здравие – здоровье значит, т.е. мы желаем человеку здоровья, не болеть. Это пожелание доброе и поэтому произносить его надо ласково, приветливо ,смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
А еще, какие слова я вам сказала. «Милости прошу».
Что эти слова означают? Как вы их понимаете?
 Милость от слова милый, т.е. я прошу вас быть милыми. Милый человек - какой он? Добрый, ласковый, заботливый, внимательный. Вот об этом вас и просит хозяйка: будьте добрыми и ласковыми, внимательными и заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает.
Вот такие наши русские приветствия. Это не просто слова, а пожелания доброты и здоровья
. Поэтому и говорят: «Русский народ доброжелательный».
Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил, т.е. построил.  Ясно, что одному человеку это большое дело не по плечу, не под силу. Традиция помогать друг другу называлась – помочь. И пословицы народ сложил: «Одному хорошо, а вместе – лучше!»
А какие вы пословицы и поговорки о помощи и дружбе знаете?
Избу, которую строили дружно, с добротой и жилось в ней хорошо. А комнату в избе называли – горница. (Слайд). Посреди горницы стояла – печь, о ней говорили: «печь – всему – голова».
 Голова – значит самая главная.
 Давайте подумаем, почему самая главная?
 Где пищу приготовить? – В печи!
Чем избу обогреть? – Печкой!
Она и накормит, и обогреет.
А случалось и так, нагуляются дети, на горке накатаются, в снежки наиграются, придут домой замерзшие и промокшие.
 Где сушить валенки, да одежду? В печи.
 А что еще можно сушить в печи? (грибы, ягоды, травы.)
А еще, дети, печь и лечит!
Если дети пришли замерзшие, да промокшие, что с ними может случиться? Они могут заболеть. Уложат тогда ребенка на печь.
 Она его лучше всякого горчичника прогреет! И болезнь пройдет.

А еще печь не только обогревала, но и была источником света.
Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло.
Хозяйка и хозяин усаживались у печи, когда детки малые уже спали и занимались каждый своим делом.
Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плел лапти или корзину из прутьев. Вот вам и ответ: почему печь всему голова.
Она и накормит, и обогреет, и вылечит, и свет даст.
А что нужно было сделать, чтобы в доме было тепло?
А чем печь топили?
Дети: дровами и огнем поджигали.
Давайте посмотрим, кто из наших молодцев быстрее наносит дрова для печи. Выберем 2-х молодцев русской считалочкой.

Раз, два, три, четыре,
5, 6, 7, 8.
Ходит бабка с длинным носом,
А за нею дед
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей!


Гномик золото искал
И колпак свой потерял.
Сел, заплакал, - как же быть?
Выходи! Тебе водить!
Игра «Принеси дрова».

Шел котик по лавочке,
Раздавал всем булавочки.
Шел по скамеечке –
Раздавал всем копеечки.
Кому 10, кому 5,
Выходи, тебе искать.

Вот дрова наносили, печь растопили
. А чтобы пироги печь, да блины, нужно жар углей разгрести.
 А чем разгребали жар?
Дети: кочергой
Дети показывают, как ею пользоваться.
А в какой посуде кашу, да щи варили?
Дети: в кастрюле.
А называлась та посуда – чугунок
В нем каша или любая другая еда была по –особенному вкусной, да ароматной, а щи наваристые.
 Из печи горячий чугунок доставали ухватом
  Особенно вкусными всегда получались блины.
 Давайте споем песню о блинах. Песня  «Блины»
Дети, а вы знаете, что огонь в печи берегли, не давая ему потухнуть, ночью его сохраняли в виде углей, а утром подкладывали дрова и так в течение всего дня поддерживали огонь.
А если случалось переезжать в другую избу, то угли из печи забирали с собой в новую печь.
А сейчас мы с вами вспомним сказки, где бы присутствовала печь. Назовите мне эти сказки.
«Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Сивка-бурка» ,«Заюшкина избушка».
Кто из сказочных героев мог спать и ехать на печи?
Дети: Емеля.
Давайте поиграем в старинную детскую игру: «Емеля».
Выбирается по считалочке Емеля.

Сива – ива
Дуба – клен.
Шуга – юга.
Вышел вон!
Емелю выбрали. Он садится на «печь» и «засыпает» под хоровод, который дети водят вокруг «печи». Хоровод «Колыбельная». Дети в конце хоровода поют дразнилки:
Теля - меля, ты Емеля, теля – меля – третий бас.
Теля - меля ты Емеля, догони – ка, теля, нас
Дети убегают, потом выбирают другого Емелю.
Игра проводится дважды.
А знает ли, ребята, кто из вас, чем занимались дети длинными, зимними вечерами? Раньше ни компьютеров, ни телевизоров, да и книг-то с карандашами, да красками не было, игрушки совсем не такие, как сейчас у вас, были. А ведь и не скучали детки совсем. С удовольствием слушали рассказы, да сказки своих бабушек и дедушек, пели частушки, сами делали игрушки, играли на ложках, сидя у теплой печи.
 Сценка – игра на ложках.
Ох, выйду плясать
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.

 Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.

Коля. Эх, раз, полтора
Бежит печка со двора
А за нею чашки
От грязнули Машки.

На Руси девочки уже с 6 лет пряли пряжу, а из ткани делали кукол. Это были не просто куклы, а куклы – обереги.
 Они разные, но каждая из них давала дому и семье достаток, здоровье, счастье, радость и самое главное доброту.
Она оберегала дом, а люди берегли ее и передавали из поколения в поколение своим детям
А еще делали игрушки из глины, как из пластилина, а потом фигурки обжигали в печке, чтобы они были крепкими, разукрашивали их ярко и играли ими.
!
И по русской традиции – любое доброе и полезное дело, заканчивается  песней
«Мы хотим чтоб Россия»»


Реквизит:
Ложки
Дрова
Чугун
Кочерга
Ухват

Жили-были Песня, Танец и Марш.
Внеклассное мероприятие для младших школьников.
ВЕДУЩИЙ - Здравствуйте, дорогие 

Комментариев нет:

Отправить комментарий